пятница, 16 октября 2015 г.

VI занятие "Ветвление и зацикливание в C/C++"

На шестом занятии мы узнали, что кроме линейного выполнения программ в C/C++ имеются еще две разновидности выполнения - ветвление и зацикливание.

Ветвление используется, когда необходимо в зависимости от определенного условия выполнить либо одну, либо другую часть ("ветку") программы. Для ветвления используются три команды: if..elseswitch..case и оператор безусловного перехода goto. Мы подробно познакомились с оператором if..else.

Зацикливание используется, когда необходимо выполнять программу (или ее часть) несколько (множество) раз. Для зацикливания используются три команды: whiledo..while и forМы подробно познакомились с оператором while.


Краткое содержание занятия:

1. Оператор while служит для зацикливания программы (или ее части). Он имеет следующий общий вид:

while( ) // в скобках записывается условие повтора
{

// блок команд, который необходимо повторять
}


В круглых скобках указывается условие (до каких пор будет выполняться цикл). В фигурных скобках записывается блок команд, которые необходимо повторять (например, ввод символов или вывод информации на экран). Оператор while - это оператор с предусловием. Это значит, что условие проверяется до входа в цикл (вначале проверяется условие, записанное в круглых скобках (), а потом выполнится тело цикла, записанное в фигурных скобках{}). Существует оператор do..while с постусловием. В нем условие проверяется после выполнения тела цикла, таким образом, цикл выполнится хотя бы один раз. С do..while мы познакомимся в ближайшее время.

2. Оператор if..else служит для создания ветвления в программе. Он имеет следующий общий вид:

if( ) // в скобках записывается условие проверки
{
// здесь записывается блок команд первой ветки
// выполняющийся, если условие, записанное в if() истинно
}

else
{
// здесь записывается блок команд второй ветки
// выполняющийся, если условие, записанное в if() ложно
}

Ветка else в операторе if..else может отсутствовать, тогда, если условие будет ложно, программа просто продолжит выполнение, не заходя в блок if.

3. Работа программы, которую мы написали на занятии, заключается в следующем. При нажатии на символьные клавиши программа отображает нам их на экране поочередно БОЛЬШИМИ и малыми буквами.
Для реализации данной программы мы использовали цикл while, в котором получали символ из клавиатуры при помощи getch() и выводили его на экран. Перед выводом нам было необходимо через раз делать его БОЛЬШИМ. Поэтому мы завели флажок k логического типа bool, который должен был нам указывать на то, выводить ли символ большим. Переменная типа bool может принимать только два значения: true или false. При этом false соответствует 0, а true - любое другое значение. В том же цикле мы сделали условие if..else, в котором проверяли значение флажка k и в зависимости от этого либо увеличивали наш символ, либо нет. Здесь также нельзя забыть о том, чтобы изменить значение самого флажка на противоположное, иначе всегда будет выполняться одна и та же ветка программы.

Листинг программы input+output:
Пример выполнения программы:


Скачать листинг программы "input+output" (в текстовом формате)

Комментариев нет:

Отправить комментарий